Найти
 

Масленичные традиции

 
визитсмоленск.рфСмоленские традиции ►Масленичные традиции

 

Среди восточнославянских праздников масленица получила наибольшее признание и развитие у русского народа.

 

 

Поздравления с праздником проходили торжественно. Например, в деревне Горяны Починковского района снаряжали «санный поезд»: на первых санях сидели «воевода» с масленицей, затем ехали ряженые. Хозяева тех домов, перед которыми «поезд» останавливался, выносили угощения, в которые обязательно входили блины. «Воевода» съедал блин и со словами «Блин – не клин, живота не распорет» начинал хвалить. Затем все пели песни, частушки.

Непременным обрядовым действием являлись «тещины вечера» и «золовкины посиделки». В деревне Викторово Краснинского района вечером перед пятницей зятья приглашали тещ вначале сами, а утром посылали к ним нарядных «зазывных».

В деревне Понятовка Шумячского района зять к теще направлялся с санями. Теща угощала его блинами и пивом, а зять затем сажал ее в сани и сам тащил их к дому, где устраивалось угощение.

В центре внимания на масленице были молодожены, сыгравшие свадьбу в последний период мясоеда. Молодежь веселилась, водили хороводы, устраивали всевозможные игры и забавы, танцы, разгуливали с песнями и гармошками по деревне, устраивали вечеринки.

В последние дни празднования (в одних деревнях –  в субботу, в других – в прощеное воскресенье) происходило сожжение чучела под шумные народные гуляния.

К слову, языческие обряды сжигания чучела у белорусов и украинцев уже в конце XIX века были утрачены. А на Смоленщине же они имели широкое распространение еще в начале первой половины XX века. После 20-х годов XX века в связи с социальными преобразованиями в жизни деревни масленичная обрядность начала быстро упрощаться. Сегодня масленичные гуляния сводятся только к развлекательным целям.




Где остановитьсяГде поестьКуда сходитьЧто посмотретьКарта туристаМаршрутыКонтакты